Главная » 2013 » Июль » 24 » РАЙОНА (
18:22
 

РАЙОНА (

Почти реальная история…

Долгая длинная дорога М3 «Москва-Киев». 4 часа пути из Москвы на достаточно комфортной иномарке. Ребенок на заднем сидении тщетно пытается уснуть, изредка капризничая. Ноги водителя давно мечтают распрямиться, внимание понемногу рассеивается. Все, пора искать место для недолгого отдыха!

Среди монотонных дорожных знаков в глаза бросается качественно сделанный деревянный щит с надписью «Сказочный лес – 5 км». На его углу – сидит искусно вырезанная деревянная сова. Ну вот и место найдено, ребенок отвлечется, водитель обретет второе дыхание…

Через несколько минут пути сбоку от дороги стоит внушающая трепет Баба Яга, указывающая метлой на поворот. Что ж, сворачиваем. Ребенок прильнул к стеклу машины в ожидании новых сюрпризов.

За тонкой полосой деревьев, отсекающих трассу, мы въезжаем на небольшую парковку, в конце которой стоит внушительный бревенчатый дом. Пока паркуемся – успеваю заметить летнюю веранду со столиками кафе, небольшой загон из плетеной ивы и кусочек пруда, выглядывающий из-за дома.

Поднимаемся на террасу летнего кафе. Деревья, отгораживающие трассу, обеспечивают тишину и покой. Нежный приятный запах леса, принесенный ветерком, располагает к неторопливому отдыху.

Ребенок, увидя красочные указатели, забывает про обед и рвется исследовать непознанное. Девушка приносит меню, в котором присутствует обильный перечень блюд русской кухни, и ведет подпрыгивающую от нетерпения дочку к началу тропы, объясняя заложенный в этом лесном аттракционе смысл. Кажется, минут на 10-15 я остаюсь предоставлен сам себе…

Вечером (да, мы решили не торопиться с поездкой дальше, а заночевать в этом интересном месте, где совершенно случайно оказался свободен единственный номер) мне предложили поучаствовать в ночном приключении. За ребенком, который видел уже как минимум третий сон, за время моего отсутствия приглядит девушка-аниматор из детской комнаты.

Выйдя из дома навстречу наступающей ночи, я увидел трех снаряженных у крыльца лошадей. Вот и наше транспортное средство. Не с первого раза взобравшись на своего Россинанта, я пытаюсь вспомнить те навыки, которым учился много лет назад. В те годы, когда я познакомился со своей первой любовью…

Четыре километра неспешной верховой езды по ночному лугу незаметно оказались позади. Впереди, в серо-белом пространстве тумана, приближается дрожащий огонек костра. Там нас уже ждут. Ароматный шашлык, запеченные в углях клубни картошки, небольшой бокал домашнего вина (много – нельзя, скоро за руль!) – самая желанная встреча ночных всадников! Спустя час, после неторопливых мужских бесед у ночного костра под шашлык, мне показывают, как пользоваться рачевнями, сделанными из сетки и проволоки. Берем шест подлиннее – и начинаем забрасывать эти немудреные ловушки для раков с берега неширокой, но достаточно глубокой речки…

Полведра раков на троих за пару неполных часов – неплохой улов! Как нельзя кстати оказывается подъехавший к нашему огню костра Уазик – скакать до базы на лошадях уже нет никакого желания, хочется спать и видеть красивые сны. Через 15 минут мы, довольные шевелящимся в ведре уловом (он был впоследствии выставлен на обед в огромной большой чаше), последний запас сил потратили на транспортировку тел до кроватей…

Историю о моем следующем заезде на базу, который состоялся спустя пару месяцев (тем более, что от напряженной, забитой пробками Москвы, до базы – 4 часа езды на машине), когда я слепил свой первый глиняный кувшин, попробовал выковать подкову в деревенской кузнице, ловил рыбу на заре с помощью бредня – я опишу позднее, когда смогу обуздать фейерверк неожиданно возродившихся эмоций и стройно изложить его на бумаге.

P.S. Кстати, на свой отпуск в конце сентября – я уже зарезервировал проживание на все две недели. Мои вкусы на базе уже знают лучше меня. А потому – обещают новые сюрпризы…

Слоган. Концепция развития регионального туризма.

«Здесь рождаются мечты».

Во время, когда жизнь человека управляется набором стандартных алгоритмов, насаждаемых СМИ, когда человек воспринимается строго как единица потребления (Ты еще не купил хорошую иномарку? Ты еще не отдыхал на Бали? У тебя до сих пор нет 3D-телевизора?) – у этого человека попросту не остается времени на то, чтобы спокойно сесть у камина или на берегу реки и подумать о том, чего же он, этот человек, действительно хочет? Так ли жизненно важна ему эта иномарка, ради которой он будет несколько лет выплачивать кредит, не упускает ли он за этими мнимыми целями нечто более важное, что снилось в его детских снах, о чем когда-то мечтал? Где найти то место, в котором можно восстановить те самые мечты, никуда не торопясь? Где ощутить на кончиках пальцев новые эмоции? Где найти тот угол, где тебя всегда ждут как самого лучшего друга, где сытно накормят, покажут интереснейшие места, научат давно забытым ремеслам?

Где найти то место, где человек обретает свои истинные желания, чувствует кожей свежий утренний туман, дрожание лески от поклевки на рыбалке, восторг от первого найденного под листом боровика? Место, где человек вновь обретает себя. Место, где рождаются мечты…

При создании концепции развития районного туризма в основу закладываются следующие допущения:

  • на первой фазе создания проекта необходимо обеспечить быстрый старт с короткой фазой выхода на прибыль (это позволит создать базу для дальнейшего развития проекта);
  • первичное развитие проекта должно носить точечный (развиваться в одном месте), несетевой характер (в дальнейшем, после фиксации прибыли, необходимо реализовать территориально распределенную модель);
  • предлагаемый проект должен вызвать заинтересованность населения, живущего неподалеку (это обеспечит дополнительную помощь в его развитии).

Эмблема.

Должна быть простой, не включать в себя обилие графических символов (чтобы легко воспроизводиться на футболках-кружках-буклетах), быть при этом достаточно узнаваемой. Основной упор – на экологическую сторону развития концепции, на единение человека с природой. Предлагается несколько вариантов этого типа: Клиенты. Классификация. Их ожидания.

Для обеспечения постоянного притока клиентов необходимо обозначить их потенциальные категории, и уже исходя из их интересов, выстраивать модель развития туристической отрасли. На первом этапе развития (в дальнейшем эту модель следует обновить, на основании данных собранной статистики) следует учесть интересы следующих категорий:

  1. «Транзитный семейный автолюбитель». Едет на легковом автомобиле, как правило, вдвоем или втроем (включая ребенка).
    Предлагаемая цель: недолгий отдых от длительной поездки, совмещенный с обедом; ночевка в номере с душем и телевизором, с утренним завтраком.
    Средний счет: 300-500 руб. с человека за время обеденного отдыха; 700-900 руб. с человека за ночевку (ужин-проживание-завтрак).
    Как привлечь: заблаговременные (от Жиздры с юго-запада и перед Мещовском с северо-востока) выделяющиеся дорожные указатели, повторяющиеся каждые 7-10 км. Корректная реклама (в виде отзывов посетителей) на профильных сайтах в Интернете, пользующихся популярностью у путешественников (типа http://wwwboards.auto.ru/travel, www.avtoturistu.ru, http://auto-traveller.ru).
  2. «Русский иностранец». Приезжает целенаправленно из Калуги, где находится в рабочей командировке (заводы с иностранным участием Самсунг, Фольксваген, …), на выходные.
    Предлагаемая цель: интересно и познавательно провести выходные. Знакомство с русской едой, русскими традициями.
    Средний счет: 4000-9000 руб. с человека за пт(?)-сб-вск, включая проживание и питание. Иногда возможен индивидуальный трансфер от/до Калуги (1500-2500 руб. в одну строну).
    Как привлечь: реклама на уровне администрации Калужской области, в туристических агентствах Калуги, кросс-реклама популярных у иностранцев точек Калужской области (Оптина пустынь, Музей космонавтики, Этномир под Боровском). Обязательны рекламные и информационные буклеты на английском и немецком языках (их создание – хорошая практика для учеников местных школ).
  3. «Местные школьники». Приезжают организованными группами на внешкольные мероприятия (как в будни, так и в выходные).
    Предлагаемая цель: краеведческие программы, поисково-исследовательские работы по местам боевой славы участников ВОВ, программы исследования окружающего мира, массовая молодежная игра (сочетает в себе реальные и виртуальные компоненты, может быть подробно описана в рамках отдельной концепции).
    Средний счет: 50-150 руб. с человека в день. Группы школьников от 10 человек.
    Как привлечь: распространение информации среди общеобразовательных школ, реклама в районной газете «Организатор».
В дальнейшем возможно проведение реклассификации категорий на основе накопленной статистики. Расширение групп посетителей на начальном этапе приведет к значительному удорожанию стартовых вложений в проект.

Первая фаза проекта. Создание базы.

На небольшом удалении от трассы (0.5-1.5 км) строится 2-хэтажный деревянный дом. 1-й этаж – кафе и магазин сувениров, 2-й этаж – номера гостиницы. Обязательно наличие в доме обширной детской комнаты, с набором игрушек, доской для рисования, телевизором с DVD для просмотра классических мультфильмов, игровой консолью Wii, мягкой игрушкой местного производства (которую можно купить тут же, в сувенирном магазине). Рядом – автомобильная стоянка на 10-20 легковых машин (необходимо позаботиться об ограничении въезда большегрузных грузовиков – на первом этапе они не входят в целевую аудиторию). Необходимо наличие неподалеку большого хлева, где содержатся корова, овцы, куры, гуси. Эстетическую модель места будет отлично дополнять небольшой пруд сразу за домом, где можно развести живучие породы рыб (если зимой пруд не будет полностью промерзать). Наличие родника неподалеку с сертифицировано чистой ключевой водой будет дополнительным привлекательным фактором.

Неподалеку от стоянки стоит разместить крытый торговый ряд (куда будут приходить местные жители со своей продукцией – грибы, ягоды, консервированные припасы, яблоки, продукция народного творчества). Возможна организация арендной платы за торговое место (порядка 50-100 руб/день) – это естественным образом отсеет всех желающих, а кроме того, отберет именно ту продукцию, которая пользуется наибольшим спросом. Кафе – состоит из двух частей, зал в доме и летняя терраса (в ней следует предусмотреть обогреватели для комфортного вечернего времяпрепровождения и отпугиватели комаров). В меню – блюда классической русской кухни (возможно, стоит договориться с бабушками окрестных сел – они будут готовить нужные блюда, которые останется только забрать и разогреть на месте). Заранее стоит предусмотреть оформление лицензии на продажу алкоголя – в противном случае от еще одной русской традиции никуда не деться, а с проверяющими органами возникнут проблемы.

Номера для посетителей на втором этаже – порядка 4-6 отдельных комнат, рассчитанных на 1-3 человек. В случае значительного интереса потребителей к проживанию – в дальнейшем возможна установка отдельного, стоящего рядом, дома, целиком предназначенного для проживания.

Сразу от летней террасы кафе начинается Сказочная лесная тропа. Ее назначение – привлечение внимания детей, возможность их родителям перевести дух, поговорить о своих делах. Сказочная тропа представляет собой закольцованную (дети в итоге приходят туда же, откуда ушли – к входу в кафе) полосу препятствий, выполненную в безопасном варианте (перепрыгнуть бревно, пройти змейку, пролезть под поваленным деревом, …). Параллельно тропе проложен неширокий желоб, переходящий в замысловатые конструкции (спираль, весы, …). По этому желобу с момента старта ребенка по тропе параллельно бежит шар, который соревнуется с ребенком в скорости прохождения дистанции. 2-3 таких увлекательных недлинных (500-700 м) круга – и ребенку обеспечен шикарный аппетит в кафе!

Второй маршрут тропы – поиск спрятавшихся сказочных существ. Для этого ребенку дается легенда – описание персонажей, которых он встретит вдоль тропы. Персонажи представляются собой небольших (30-70 см высотой) деревянных сказочных героев (царевна лягушка, серый волк, гном, красная шапочка). Нашел всех персонажей, собрал у каждого коллекцию из определенного количества атрибутов (пуговицы, кольца, шарики, ….) – принеси их в кафе и получи за это приз! Подсказка: есть предположение, что заказ на деревянные резные фигурки можно разместить в местных учреждениях ГУИН. Второй вариант: это может сделать ИЧП, которое будет поставлять свою продукцию в виде садовой деревянной скульптуры в магазин сувениров (естественная реклама).

В зависимости от количества стартовых средств, стоит подумать о строительстве в комплексе отдельного здания – русской бани, с музеем русской бани на втором этаже.

С учетом предложенной модели первого этапа – возможно значительное (до 50%) привлечение собственных средств заинтересованных сторон (готов отдельно предоставить детальный расчет).

В качестве сопутствующего связанного источника дохода следует рассмотреть возможность создания одного магазина или небольшой сети в сегменте экологически чистых продуктов («Живые продукты», «Дары природы», «Подворье», «Экопродукт»). Парное мясо, свежее молоко, яйца, овощи и фрукты – ассортимент будет невелик, но привлекателен для клиентов, которые ценят вкус настоящих продуктов. Для продвижения этого коммерческого бренда стоит запатентовать логотип экологически чистых продуктов и сертифицировать некоторых их производителей на право размещения логотипа. Полный ассортимент продуктов, которые можно тут же попробовать – можно приобрести в нашем сетевом магазине, а некоторые отдельные продукты – в обычных продовольственных магазинах.

Инфраструктура туризма. Концепции программ.

Для регенерации числа посетителей (чтобы они приехали сюда еще) необходимо проработать туристические пакеты – набор услуг, объединенных одной общей целью. Предлагаемый набор пакетов начального этапа (не требующий значительных материальных вложений):

  • «Привет из старины». Основан на изучении древних ремесел. Предлагается мастер-класс по изготовлению глиняной посуды на гончарном круге, по плетению из лозы, по вырезанию свистулек, по резьбе по дереву (перечень зависит от наличия соответствующих мастеров). Длительность занятия – 1-2 часа. Стоимость – от 300 р.
  • «Живая природа». Базируется на непосредственном контакте человека с окружающей природой. Тут и рыбалка, и грибная охота, и верховая езда. Возможны комбинированные, протяженные по времени, пакеты (вечером на лошадях добираются до реки, где ждет разожженный костер с шашлыком, затем ночная ловля раков, после которой – сон на сеновале или на телеге со свежескошенной травой, стоящей посреди луга). Стоимость – от 500 руб.
  • «Одна на всех победа». Связан с местами боевой славы, очагами боев ВОВ, подвигами солдат и мирного населения в то время. Возможно сочетание различных видов транспорта (велосипеды, лошади, джипы) в зависимости от доступности мест. При достижении целей – предлагается осмотреть реконструкцию блиндажа, ДОТа, попробовать полевую кухню.
Прочие пакеты, а также более подробное описание текущих – по запросу.

Программа «Лидер».

Отдельного упоминания заслуживает идея создания программы развития юношества и молодежи, которая может претендовать на тиражирование в масштабах отдельного субъекта Федерации или всей страны. Эта программа отлично вписывается в текущие федеральные целевые программы (ФЦП), а потому при достаточно активном продвижении с привлечением административных ресурсов – возможно ее частичное финансирование из соответствующих статей бюджета ФЦП. Современное юное поколение, которому через небольшое время предстоит встать у штурвала управления страной, не мыслит себя без Интернета, виртуальных игр, сетевых ресурсов с рейтингами, баллами, призами. Реальная жизнь – уступает место жизни виртуальной, реальные успехи и достижения (кто быстрее переплывет речку, больше подтягивается, отжимается) заменяются виртуальным статусом (рейтинг в онлайн-игре, баллы в сетевом сообществе). Использовать привлекательность модели виртуального мира, его рейтинговую систему, с живыми реальными достижениями, с настоящим развитием, «прокачиванием» не своего виртуального персонажа, а самого себя, получать за это заслуженные призы и бонусы и гордиться этим – вот цель программы «Лидер».

Первичная регистрация участника производится в Интернете. При этом для того, чтобы регистрация стала рабочей, необходимо получить рекомендации двух-трех участников с рейтингом не ниже определенного (аналог с вступлением в партии или в комсомол). Большинство дальнейших действий будет проводиться уже в реальной плоскости.

Общая цель игры – копирует модель формирования успешного лидера – получение определенных бонусов за достижение определенного количества баллов рейтинга. Рейтинг не ниже 200 – в зачет идут текущие оценки в школе, не ниже 500 – можешь давать рекомендации новым участникам, не ниже 5000 – получаешь приглашение на региональный слет лидеров с мощной обучающей программой, не ниже 50000 – участие в двухнедельном выездном форуме лидеров за границей. В дальнейшем бонусы смогут формировать сами участники игры, в рамках штабов-слетов-форумов. Важным фактором должна являться полезность этих бонусов, стремление их заработать.

Возможность заработать эти баллы тоже строится на успехах текущей жизни участника. Тут важна и его спортивная подготовка, и полезные знания, навыки, и конкретные разовые достижения. Умеешь водить машину, заработал за лето определенную сумму денег на уборке урожая в колхозе, получил отличные оценки в четверти в школе, подтягиваешься более 25 раз, создал команду, которая выиграла районный туристический слет, организовал группу школьников для поздравления ветеранов войны в своем поселке и для ночной вылазки добрых дел (предварительно перечитав «Тимура и его команду») – все это имеет свою оценку в баллах. Этот рейтинг (ТОП-10 среди учеников школы, среди учеников района) – можно вывешивать на соответствующих уровнях информирования: на доске школы, на Интернет-сайте. Здесь принципиально показать досягаемость этих баллов рейтинга (когда я лично знаю Петра Иванова, занимающего первую позицию в рейтинге школы), создать дух соревнования (отсутствие моей фамилии в списке ТОП-10 школы может очень серьезно подстегнуть участника).

Приглашение на мероприятия определенного уровня взрослых участников, которые готовы поделиться своим опытом (руководители администраций, успешные представители бизнеса региона, квалифицированные психологи, дизайнеры, организаторы) – будет серьезным обучающим фактором будущего кадрового резерва.

А причем здесь концепция развития туризма района? – Все очень просто! Базой как для получения определенных баллов рейтинга, так и для проведения организационных мероприятий может служить наш туристический центр. На первых порах – баллы начисляются за конкретную помощь в создании самого центра, в дальнейшем – за участие в его жизнедеятельности (в роли экскурсоводов, консультантов). Следующая фаза – начисление баллов за прохождение определенных программ (научился доить корову, делать глиняный кувшин, плести корзину из ивовых прутьев). Проведение районных слетов лидеров программы – скорее всего, тоже будет проводиться на базе туристического центра. Этот же центр может служить своеобразной рекламой для этой региональной игры, многим обычным посетителям будет интересно узнать, что означают цифры напротив фамилий людей, висящих на видном месте в холле.

Дальнейшее развитие туристической инфраструктуры района (общие идеи).

При достижении прибыли от реализации первого этапа концепции – можно планировать дальнейшие этапы развития этого сегмента, с целью большего охвата интересов потребителей, увеличения прибыльности, расширения зоны влияния инфраструктуры.

  1. Территориальное расширение базы. Добавляются домики для индивидуального проживания, баня, продовольственный магазин.
  2. Этнодеревня. На базе существующей деревни ставятся дополнительные дома (или реконструируются текущие заброшенные), в которые на несколько дней заселяется городская семья. Подоить корову, нарубить дрова, растопить печь, принести воды из колодца, наловить рыбы в пруду бреднем, собрать на огороде овощи для салата и ягоды для компота – все эти незамысловатые, на первый взгляд, действия будут выполняться под зорким оком консультанта.
  3. Сетевое расширение инфраструктуры. В других, достаточно удаленных от базы, местах района, строятся перевалочные пункты. Их цель – принять на время постояльцев с основной базы, перенаправить на новый перевалочный пункт. Совсем хорошо, если перевалочные пункты будут специализированными (на первом – ловим рыбу в рыбхозе, на втором – идем в лес по грибы с проводником, на третьем – в деревне учимся доить корову и ковать подкову). В этом случае программы могут значительно усложниться, стать более интересными.
  4. Корпоративная ориентация. Для потенциального привлечения не только индивидуальных туристов, но и организованных групп – стоит подумать над созданием конференц-центра (с достаточным количеством мест, с современной техникой), над массовыми мероприятиями (лесная дорога для квадроциклов и лошадей, пейнтбольная зона). Это привлечет заказчиков из Калуги, Брянска, Смоленска, …
Более детальное описание этапов развития – по запросу.

Итоги. Заключительное слово.

Использование основных идей, заложенных в предлагаемой концепции, позволит гарантированно развить направление регионального туризма, поскольку отдельные фрагменты этих идей уже давно и успешно функционируют в Красноярском крае, Литовской республике, Эстонии, Финляндии, Франции.

Сочетание разносторонних программ в одном месте позволит наиболее эффективно осуществить запуск проекта, создать требуемый имидж района как туристической зоны, максимально использовать имеющиеся ресурсы. И уже через год-полтора мы все сможем громко и уверенно заявить – именно ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ МЕЧТЫ!

Суслов Василий Васильевич,
глава КФХ Калужская обл., Сухиничский р-н, пос. Середейский

Просмотров: 378 | Добавил: rielis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz