До Москвы и Петербурга дошли отголоски землетрясения магнитудой 8,2, произошедшего в Охотском море. В МЧС России заявили, что подземные толчки не представляют угрозы. Сейсмостанция недалеко от метро «Новокузнецкая» зафиксировала смещение земной коры в 50 микронов в вертикальном направлении (это меньше одного пикселя стандартного монитора компьютера).
Тем временем в Москве примерно в 09:50 толчки ощутили сразу в нескольких районах города — в МЧС стали звонить почти из всех административных округов. Сотрудников некоторых офисных зданий эвакуировали в целях безопасности: на Лесной улице, в частности, были эвакуированы почти 900 человек. Сильнее всего подземные толчки ощущались в старых зданиях.
Вначале сообщения о произошедшем воспринимались как шутка, но позже вышло официальное подтверждение Росгидрометцентра.
Алексей Марченков
доцент кафедры
физики Земли МГУ, лаборатория сейсмологии
У нас на физическом факультете МГУ стоит сейсмостанция — конечно, похуже, чем «Москва» или «Обнинск», но есть. Объективные данные такие: горизонтальные колебания от землетрясения, которое произошло в Охотском море, — 6 миллиметров, период — от 15 до 20 секунд.
На верхних этажах зданий они вполне могли ощущаться. Повреждения могли быть, но только если здание построено плохо. Но в целом опасности никакой.
Что касается ощущений, в Москве покачало — и всё, это просто развлечение для тех, кто почувствовал. Я как раз
в это время был около метро «Белорусская» в семиэтажном офисном здании, сидел у охраны на мягком диванчике — и тут стали спускаться люди с верхних этажей и говорить охране, что что-то шатается. Притом не как во время землетрясения (когда трясёт и качается всё, довольно неприятно), а именно просто шатается. А что может сказать охранник? Ничего, он внизу. Ощущалось это только наверху.
Разрушений, повторюсь, вряд ли стоит ждать: 1520 секунд — это длинный период. Представьте: десять секунд туда и десять обратно, 6 миллиметров. Опасности никакой.
Последнее ощутимое землетрясение в Москве было в 1977 году — такое, что много людей его ощущали (4 балла по шкале Рихтера. — Прим. The Village).
Ещё в городе очень многие ощущают регулярно вибрации от транспорта, но и они при нормальном строительстве ни к разрушению здания, ни к разрушению его конструкции не ведут. Вибрации эти идут от метро, от поезда, от трамвая, от тяжёлой техники, но то, что из-за них возникают разрушения, не доказано. Из-за землетрясений, кстати, тоже. Хотя, если смотреть совсем формально, с точки зрения законодательства, то Москва — это пятибалльная зона, разрушения быть могут. Но с вероятностью 5 % за пять сотен лет.