Почётное имя «Народный ополченец» было присвоено одному из поездов в 1988 году в честь подвига ополченцев в боях под Москвой. Поезд отличался от остальных соответствующей надписью на головных вагонах.
8 ноября 2006 года из электродепо «Сокол» на Замоскворецкую линию вышел обновлённый в честь 65-летия битвы под Москвой именной поезд «Народный ополченец». В вагонах наклеили исторические плакаты, рассказывающие о подвиге ополченцев в боях за столицу, об истории метро в годы войны. Надпись «Народный ополченец» появилась на всех вагонах.
Первыми его пассажирами стали тогда ветераны 18-й дивизии Народного ополчения и ветераны Московского метрополитена. Традиционно участники войны собираются в канун битвы под Москвой именно в электродепо «Сокол», у памятника работникам депо, павшим в годы Великой Отечественной войны.
18-я дивизия народного ополчения была сформирована в июле 1941 года из жителей нескольких районов Москвы и Подмосковья, в том числе – из работников Московского метрополитена. Свое первое боевое крещение она получила в октябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска начали наступление на Москву. Дивизия прикрывала отступление частей регулярной армии, затем участвовала в боях на ближних подступах к Москве, а позже, в декабре 1941 года, перешла в наступление и освободила подмосковный город Истру. Впоследствии 18-й дивизии, первой среди дивизий народного ополчения, было присвоено почётное звание «гвардейской», и она стала именоваться 11-й Гвардейской Краснознаменной Дивизией. Пройдя славный боевой путь, она завершила его в мае 1945 года в городе Кёнигсберге.