Москве не нужны спальные районы, считает главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. В интервью "Российской газете" он обещает, что в мегаполисе будут использовать новые схемы планировки с более развитой инфраструктурой, чтобы людям меньше приходилось ездить из одной точки города в другую. Чиновник также предлагает реновацию центральных районов и промзон. Впрочем, подобные идеи высказывали и до него многие представители столичных властей. Удастся ли исправить формат проживания москвичей, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.
Среднее время поездки на работу - 1-1,5 часа для жителя Москвы, для тех, кто живет в области - 2,5-3 часа. Образ жизни обитателей столицы и ее окрестностей никуда не годится, признает главный московский архитектор Сергей Кузнецов. В своем интервью "Российской газете" он указал на главную проблему - планировка районов такова, что человек вынужден жить в одной точке города, работать - в другой, развлекаться - в третьей. Отсюда нехватка времени, расходы на дорогу и вечные пробки. Спальные районы, по его замечанию, построены словно для того, чтобы человек быстрее добрался до метро и уехал оттуда. Такая практика застройки привела к инфраструктурному тупику, больше Москве спальные районы не нужны и главного архитектора целиком поддерживает декан Высшей школы урбанистики университета ВШЭ Александр Высоковский:
"Много сил понадобится, чтобы остановить такое триумфальное непрерывное шествие нашего домостроительного комплекса, потому что он весь заточен под многоэтажное микрорайонное жилище. Но Кузнецов прав, нам надо изменить формат, модель нового жилищного строительств и сделать его современным, квартальным, благоустроенным".
Об этом же в разное время говорили прежний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и самый известный градостроитель города Владимир Ресин. За последние годы кардиально что-то изменить не удалось, единственное, что произошло, - это массовое появление торговых центров вблизи спальных районов. Они сделали автомобильные пробки еще более плотными, а формат жизни в целом остался прежним.
Строгино, Бутово, Марьино, Митино - все это анклавы скопления миллионов людей, откуда они каждое утро потоком устремляются в сторону центра и куда каждый вечер, преодолевая давку в транспорте и бесконечные пробки, возвращаются, чтобы переночевать и снова повторить этот круг на следующий день. Эти районы возводились только как место для ночлега, не подразумевая, что человек мог бы жить и работать в одном и том же районе. Теперь все должно быть иначе - новые проекты развития старых промзон предполагают, что среди многоэтажек и даже в них самих будет больше инфраструктурных объектов, магазинов, кафе, точек бытового обслуживания, чтобы у москвичей было меньше поводов ездить на другой конец города. Вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев описывает идеальный формат проживания, но на рынке недвижимости таких вариантов практически нет:
"Совершенно правильным форматом является то, что люди проживают в районе, где они еще работают, где дети ходят в школу или детский садик, где люди могут проводить часть вечернего времени и делать покупки, то есть чтобы было как можно меньше транспортных потоков между районами. Естественно, люди не будут отказываться от поездок. Они будут ездить везде, но главное отличие именно в этом заключается".
Московские архитекторы предлагают реновацию - в центре лучше добавить жилых площадей, в спальных районах, наоборот, добавить офисов и инфраструктурных объектов. Но строить уже негде, и потому никто не обещает быстрых перемен. Зато есть компромиссный вариант - это так называемые "серединные зоны" между спальными районами и центром, там много пустот, отданных промышленным предприятиями, их можно использовать, рассуждает Александр Высоковский:
"У нас все жилье вынесено на периферию, а работают люди в центре - это создает большую мобильность населения и транспортное перемещение. Надо сближать концентрации размещения жилья и мест приложения труда. Для этого места труда надо смещать из центра в серединную зону, а жилье, наоборот, с периферии. Новое жилье, расселяющихся, меняющих квартиры, улучшающих свои условия людей перемещать в серединную зону и там создавать многофункциональное использование территории".
В качестве одного из примеров района будущего главный столичный архитектор Сергей Кузнецов приводил территорию бывшего завода ЗИЛ, где собираются соблюсти инфраструктурный баланс и строить не просто многоэтажные ночлежки. Но в целом появление таких районов вряд ли способно изменить столичные традиции. Москва уже давно превратилась в созвездие спальных районов, застроенных настолько плотно, что добавить туда что-то иное практически невозможно. И точно также нечего и негде уже добавлять там, где переизбыток рабочих мест, в частности в центре столицы, констатирует вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов:
"Основная проблема центра - это перегруженность его рабочими местами. Рабочие места надо выдавливать всеми имеющимися законными способами - налоговой и арендной политикой. У нас гигантское количество рабочих мест в центре - 2, 5 миллиона - это не выдержит ни одна транспортная система и никакое жилье в соответствующих пропорциях построить невозможно, никакого потенциала в таких объемах нет".
Как это часто принято, нынешние архитекторы винят во всем архитекторов прошлого, причем совсем недавнего, мол, они не думали о развитии города и просто строили жилье на продажу, потому и оказались все москвичи в инфраструктурном тупике. Но есть и другая точка зрения: для экономики, оказывается, не так плохо, когда человек ежедневно отправляется в долгий путь на работу - он оплачивает транспорт, бензин, покупает по пути какие-то товары, тем самым он дает работу многим другим. Это не делает жизнь более комфортной, наоборот, но помогает экономике в целом.
И та же экономика по-прежнему заинтересована в тотальной застройке площадей и продаже квартир, которые пользуются спросом, независимо от качества инфраструктуры. Для большинства потребителей стоимость важнее комфорта, который он легко приносит в жертву ради самого факта обладания московской квартирой.
Все это, конечно, никак не сочетается с мировыми традициями: во многих странах, человек, получая где-то работу, имеет возможность аренды или покупки жилья поблизости, и начинает искать варианты. В Москве же все наоборот: люди, отталкиваясь от места своего проживания, подбирают работу поближе к дому. И специалисты с сожалением признают: Москва еще не скоро избавится от статуса города многоэтажных ночлежек.