Группа молодых людей провела исследование на предмет доступности городской среды для определенных категорий граждан. Анализировался один из спальных микрорайонов Москвы, однако полученные результаты, на взгляд Интертат.ру, будут интересны и жителям других крупных городов страны, включая и Казань.
Когда мы говорим о пешеходной инфраструктуре, то надо понимать, что она должна быть удобна не 25-летним сильным молодым людям, а в первую очередь пожилым и людям с колясками. Это те группы населения, которые вообще не смогут пользоваться городом, если он будет неудобен.
У нас так и происходит – выход из дома в магазин, когда тебе 70 лет, это целый подвиг: на пути различные бордюры, подземные переходы, четырёх и даже шестиполосные дороги без островка безопасности, которые нужно перебегать, чтобы не сбили, а ты бегать уже не можешь. Уважение к пожилым людям у нас доносится только из телевизора, когда Путин рассуждает про повышение пенсий, а на городах как-то не сказывается.
Пожилые люди (старше 60-65) и молодые родители, а также другие маломобильные группы населения составляют около 28% от всех жителей Москвы, и именно для них должна строиться пешеходная инфраструктура – если будет удобно им, то будет удобно и всем остальным
Вот так выглядит город, построенный только для молодых и сильных (на картинке маршрут выхода к метро и торговому центру из большого микрорайона, ежедневно в этом месте пролезает через автомобили, наступает в лужу, переходит дорогу без зебры и идёт к метро 22,200 человек).
А вот так бы это место выглядело в городе, который не забивает на добрую четверть своего населения
Волонтёры Городских Проектов провели огромное социологическое исследование в одном из спальных районов Москвы и опросили людей, гуляющих по городу с колясками, о том, чем они занимаются, что им мешает и что им хотелось бы видеть в городе.
Начнём с общей картины. Многие почему-то думают, что с детьми в столице, в основном, гуляют няни. Это совершенно не так
*остальные это дяди, тёти, прабабушки и т.д.
81,6% опрошенных гуляют с детьми 2 и более раз в день, у 92,1% опрошенных каждая прогулка занимает более полутора часов
То есть эти люди проводят в городе минимум 3 часа в день. Человек, идущий до метро и обратно, проводит на улице 15-30 минут в день.
В районе метро Щукинская нам показались привлекательными три основных зоны для прогулок с колясками (два парка и набережная). В ходе исследования выяснилось, что 56% процентов опрошенных гуляют с детьми в двух и более зонах, а 44% приходят в парк или на набережную и гуляет там. Это означает, что 56% людей с колясками активно передвигаются по району, а не идут из дома в парк, и им особенно важна хорошая пешеходная инфраструктура.
Наиболее опасными на своих маршрутах люди с колясками считают неудобные переходы дороги (62%), интенсивное движение, выгул собак, строительные работы (15-20%), а также отсутствие освещения, опасные детские площадки (8-12%).
Люди просят регулируемые пешеходные переходы, а не подземные переходы и не просто зебры. А также чтобы машины по дорогам ездили медленнее.
В наших спальных районах часто улицы бывают чрезмерно широкие. Это приводит к тому, что люди по ним быстро едут, а вопрос о замедлении движения автомобилей в районах у нас вообще не стоит, разве что иногда редко и бессистемно положат лежачего полицейского. Существует много техник замедления движения: островки для пешеходов, узкие улицы, отсутствие длинных прямых участков – всё это никак не влияет на пробки (в спальных районах они если и возникают, то на перекрёстках), но значительно повышает ощущение безопасности у гуляющих по городу людей.
18% людям с колясками доставляет неудобство выгул собак.
Эту проблему тоже несложно решить: нужно просто строить площадки для выгула собак, вот как в Нью-Йорке, например. Это совсем не дорого и не сложно
15% считают опасными строительные работы (тут сложно что-то сделать), 12% считают опасным отсутствие освещения. В Щукино два парка вообще не освещены, улицы и дворы освещены очень плохо – так по всей Москве происходит. Свет на улице очень сильно влияет на ощущение безопасности, когда на улицах вечером темно, то обычные люди стараются побыстрее уйти с улицы в помещение, в результате на улице оказывается мало обычных людей, и место становится менее безопасным (ведь чем меньше людей, тем опаснее место).
Дальше мы спросили, какие характеристики маршрута они считают наиболее важными. Ответы:
озелененные территории: 54%
регулируемые пешеходные переходы: 39%
детские площадки: 34%
освещенность: 30%
тишина: 30%
наличие пандусов: 29%
наличие туалетов: 14%
спортивные площадки: 4%
другое: 43%
В "другом" люди отвечали: лавочки, вода, чистота, ларьки, лужайки в парках без кустов, близость кафе и магазинов, навесы для защиты от дождя.
Следующий вопрос: чем занимаются люди во время прогулок с детьми помимо того, что присматривают за детьми? (можно было выбирать несколько вариантов)
В другое (25%) писали: работаю, посещаю почту, банк и магазины, занимаюсь спортом, вяжу, сижу в интернете. Никто не ответил «сижу в кафе», потому что нет кафе, очень мало ответов «сижу в интернете», потому что нет интернета: виды активности не отличаются разнообразием потому, что нет подходящей инфраструктуры
Дальше мы спросили, что людям бы хотелось бы видеть в городе на маршрутах. Ответы:
Туалет: 38%
Детская площадка 36%
wi-fi 28%
Детский магазин 16%
Спортивная площадка 16%
Пеленальная комната 14%
Продуктовый магазин 14%
Лавочки 9%
Другое 38%
В категории «другое» респондентами были названы: «лавочки с ребристыми спинками, чтобы на спинки не садились», «недорогие аттракционы», «карусели», «детские кружки», «булочная», «киоск», «кафе» (в т.ч. «кафе с верандой»), «розетки», «парковка для колясок», «навес от дождя», «развлекательные мероприятия», «удобный для посадки с коляской трамвай», «киоск с кормом для птиц», «урны», «площадка для собак», «более интересные детские площадки», «родительские собрания», «собрания для мам».
Если резюмировать: детские площадки у нас сейчас выглядят как-то так:
А должны бы выглядеть как-то так:
Наши города совершенно не приспособлены для маломобильных групп населения – пожилых и людей с колясками, это выражается в основном в очень большом количестве смены уровней на пешеходных путях (главная в данном вопросе проблема это, конечно, подземные переходы), тотальном доминировании автомобилей в городских пространствах и на улицах (парковки на тротуарах и на площадях, быстрое движение по районным улицам) и почти полном отсутствии муниципальной инфраструктуры (кроме задрипанных детских площадок ничего и нет, даже лавочку не найти обычно, не говоря уж об интернете или туалете).
Мало того, что отсутствует муниципальная инфраструктура, так ещё и нет условий для возникновения частной – кафешки не выживают на улицах, где неуютно сидеть и где мало людей проводят свое время.
Если визуализировать, то сейчас у нас всё как-то так:
А должно быть как-то так:
Всё это очень недорого стоит и вопрос реализации стоит только политический.
Я действительно думаю, что такие изменения поддержат большинство людей и даже автомобилисты. Потому что я уверен, что абсолютное большинство автомобилистов никогда не проголосовало бы за то, чтобы загнать под землю, заставить ходить по лестницам пожилых или людей с колясками только для того, чтобы мы в своих машинах могли проехать на 1 минуту быстрее. Я автомобилист сам и я никогда бы не проголосовал за такое.
Мы всегда уступаем места пожилым людям в транспорте, это та же история. Город не может быть построен для молодых и сильных, он должен быть подходящим для всех, кто в нём живёт, в первую очередь удобен для пожилых и маломобильных людей.
И это всё никак не реализовать в системе координат, когда в управлении городским хозяйством сидят консерваторы, которые не любят изменений, и у кого девиз - стабильность. Чтобы всё это менять, нужно проводить довольно радикальные изменения в развитии города, и пострадает очень большое количество разных групп интересов – в первую очередь строители, которые больше не смогут строить огромные тоннели, эстакады и магистрали, нужны будут другие объекты и, соответственно, другие строители. Также пострадают чиновники, которые должны будут смениться в очень значительном количестве, так как их текущая парадигма мышления никуда не годится.
Но главное – многие люди, которые умеют громко кричать, будут против. Автомобилисты, видя 9 баллов, будут кричать, что мэр совсем уже обалдел со своими светофорами и пенсионерами, а мэр должен будет всё это слушать и уважительно отвечать, что на то он там и сидит, чтобы не позволить использовать городское пространство наиболее агрессивным группам населения, чтобы сделать город удобным для всех, кто в нём живёт, а не удобным тем, кто сильнее, за счёт тех, кто слабее.
Пост подготовлен Городскими Проектами Ильи Варламова и Максима Каца.
Над постом и исследованием работали:
Катя Фефелова – социолог
Олья Висленева – урбанист
Аня Машера – координатор
Аня Рогова – координатор
Волонтёры Городских Проектов.