Комиссия по благоустройству в недоумении
Как вы, возможно, помните, в мае муниципальное Собрание выбрало меня главой комиссии по благоустройству района Щукино. С благоустройством в районах Москвы везде примерно одинаковая ситуация, вот, к примеру, типичный тротуар в моем районе:
А вот тротуар в голландском городе Мидделбург
Я специально выбрал город Мидделбург, а не Амстердам, Париж или Цюрих — это маленький провинциальный городок с населением в 40,000 человек. Бюджет на одного жителя в этом городе примерно сопоставим с бюджетом на жителя в Москве, плотность населения, конечно, значительно меньше, но мы ведь тут говорим о качестве благоустройства на конкретной улице, поэтому какая разница. Этот пример хорош тем, что это никакая не мировая столица, не лицо государства, тут не живут никакие знаменитости, сюда не ездят туристы — обычный провинциальный голландский город, с примерно таким же бюджетом на одного жителя, как в Щукино.
Плитка в Щукино мало где лежит, одно из редких мест — зона около метро. Но и там она в таком состоянии:
В городе Мидделбург очень много плитки, весь город ей уложен, и выглядит она так
Напоминаю, что бюджеты одинаковые. Дело не в том, что нет денег.
Находясь в муниципальном Собрании, я вижу изнутри много вещей, которые приводят к такой разнице в городской среде двух улиц, находящихся в районах с одинаковыми бюджетами. И дело не только в коррупции — в основном дело в структуре управления, в целях и персоналиях управляющих. Вот смотрите, это глава управы района Щукино Сергей Еремеев
Он является районным представителем исполнительной власти. До этого он работал в Куркино, до этого в Крылатском, полтора года назад переехал сюда. Единственная задача Управы — делать так, чтобы была довольна Префектура. А у Префектуры — чтобы была довольна мэрия. Во всех этих органах главное качество, которое требуется от людей, это чётко выполнять распоряжения и указания сверху. Поэтому в управах часто работают бывшие военные или бывшие спортсмены.
В этих вертикальных структурах совершенно отсутствуют центры принятия решений. Сергей Еремеев никогда не закажет, например, индивидуальный дизайн для лавочки или заборчика в Щукино, никогда не решит тратить бюджет на благоустройство иначе как на перекладку асфальта во дворах — он просто не для этого там сидит. В управах сидят не такие люди, не для этих задач.
Параллельно структурам вертикали власти существует местное самоуправление, муниципальное Собрание и муниципалитет.
Люди, сидящие в Собраниях, выбираются непосредственно жителями, а глава муниципалитета — депутатами Собрания. Вертикаль периодически лезет своей грязной мохнатой лапой в процесс выбора депутатов, в результате чего на собраниях сидят и скучают директора поликлиник.
Таким образом, есть две структуры, управляющие районом:
Управа, которую назначила префектура, которую назначил мэр, которого назначил президент, которого выбрали все граждане РФ большинством голосов, Муниципалитет и муниципальное Собрание, которое выбрали жители района.
Казалось бы, Управа в районе должна заниматься общегородскими задачами, типа прокладки магистралей и длинных маршрутов общественного транспорта, и, может быть, также иметь голос в согласовании строительства, а всем остальным должно заниматься собрание, которое избрали напрямую жители?
Фиг там был. Управа занимается вообще всем, включая цвет заборчиков и расположение парковок, а Собрание выполняет технические функции. Это отлично выражается в цифрах — бюджет Москвы 1 триллион 691 миллиард рублей, в Москве 125 районов. По 13 миллиардов рублей на район. Бюджет, которым распоряжается муниципальное Собрание — 60 миллионов рублей (0,4% от всех денег, которые расходуются в районе).
Понятное дело, что такие органы, как Управа с такими работниками, способны более-менее выполнять поддержку существующей инфраструктуры и решать какие-то простейшие текущие задачи, например очищать улицы от снега или мусора. С этим они справляются хорошо, в Москве очень чисто. Но ни с какими сложными задачами, требующими привлечения экспертов или нестандартных решений, такая структура справиться не может — ни людей подходящих, ни желания, ни мотивации, ничего для этого нет.
Текущая мэрия, которая местами весьма адекватна, начинает делать шаги для решения этой проблемы — вот запустила, например, увеличение полномочий Собраниям. Несмотря на хорошую задумку, получилась совершенно пустая реформа, не меняющая вообще ничего. Но тем не менее шаг в нужном направлении — теперь собрание имеет влияние не на 0,4% ресурсов, проходящих через район, а примерно на 1%.
К сожалению, муляжом реформа получается не только из-за минимальных изменений, но и из-за сопротивления структуры. На муниципальном Собрании 28 июня это было хорошо видно.
В соответствии с новым подходом, 15 июня Сергей Еремеев внёс на согласование в муниципальное Собрание список домов, которые пройдут в этом году капитальный ремонт. Ради такого согласования собрали внеочередное собрание, а я как глава комиссии по благоустройству получил документы заранее и должен был быть по вопросу содокладчиком.
За день до собрания мы проводили градостроительную комиссию, на которую приехал директор независимой управляющей компании и рассказал, что все работы по списку, который мы должны «согласовать», согласованы всеми уже 15-го апреля, давно идут, а кое-где даже закончены. Депутаты постарше и усом не повели, а молодые и неопытные депутаты Собрания, я, Татьяна Яскович и Дмитрий Гундоров очень удивились — чего тогда на согласование-то вносить?
Поехали в ДЭЗ, просмотрели книги, в которых записано состояние домов. Список, который будут ремонтировать, выглядел хорошо, но в ДЭЗе нам тоже подтвердили, что работы уже начались, и всё сто лет уже как согласовано.
Спрашивается, как работать комиссии по благоустройству?
За мою недлинную карьеру депутата серъезные документы о согласовании больших работ в районе приходили три раза. Первый раз одобряли бюджет по благоустройству дворов — 120 миллионов рублей со знаменитой перекладкой асфальта. Там нас ни о чём не спрашивали, нужно было просто проштамповать решение и быстро. Все вопросы о том, зачем перекладывать во дворах асфальт, быстро пресекались, а работы на момент согласования также уже начались. Об этом я уже писал. Второй раз мэр личным распоряжением выделил еще 60 миллионов на дополнительное благоустройство и наказал спросить депутатов как тратить деньги. Мне позвонили и потребовали в течение суток сказать, какие у меня предложения — я загуглил слово «лавочка», измерил в Яндекс картах линейкой протяженность улиц в районе, разделил на 50 и предложил купить 550 лавочек за 9 миллионов рублей — предложение приняли. Третий раз в Собрание внесли список капитального ремонта домов, который давно согласован, и работы начались.
Я вот, честное слово, не понимаю, зачем созывать Собрание и «согласовывать» с ним программу, по которой уже проведены тендеры, начаты работы и изменить ничего нельзя. Это какое-то лицемерие, а я лицемерия не люблю. Я пошел в Собрание совершенно не за тем, чтобы помогать властям делать вид, что с народом или выбранными ими людьми кто-то советуется.
В прошлый раз мы выбрали тактику предлагать Собранию не согласовывать благоустройство. Управские депутаты резонно заметили нам, что если благоустройство не согласовать, то деньги вообще уйдут обратно, и никто ничего делать не будет, и жители нас не поймут. Если в случае с заменой асфальта во дворах это было бы не так страшно, то в случае с ремонтом текущих крыш этого, на мой взгляд, делать нельзя — политические маневры не должны приводить к таким результатам. Мы с Гребенником ломали голову весь вечер, как же поступить, и придумали вот что? (кому лень читать, главное в пункте 2):
Расчет был такой — депутатам надо обязательно согласовать этот список, для этого их собрали и это очевидно нужно делать, поэтому вопрос несогласования вообще надо было снимать. Дальше я, как ответственный за этот вопрос депутат, предлагаю адекватные, на мой взгляд, меры, не задевающие интересы жителей — просить мэра уволить главу управы, который регулярно плюёт на депутатов. Я знал, что у них не хватает голосов, чтобы просто выкинуть моё предложение и провести свое решение, а, значит, должно было завязаться что-то интересное.
Всё это я рассказал в корявом выступлении. (Как бы научиться руками не размахивать и говорить получше? а то похож на идиота)
Так как я исподтишка действовать не люблю, то я рассказал Князевой о своих планах за час до собрания, та сторона успела немного подготовиться. Началась чрезвычайно интересная дискуссия, посмотрите.
Если смотреть лень: на 13:10 прекрасная Таня устроила адскую выволочку директору ДЭЗа Пупкову, такую, что мы с Гребенником никак не могли удержаться и смеялись в голос, а Пупков вышел из себя
На 29:55 Дмитрий Гундоров, который в этих обстоятельствах вообще действовал очень адекватно, предложил свернуть бумажку в трубочку и засунуть список не согласовывать и вообще не приносить на собрания такую чушь, далее сидящая рядом Маркелова очень забавно стала бить его локтем в бок, а Князева смотреть волком
А на 33:25 прекрасный спич сказал Андрей Гребенник. Ему в декабре совсем чуть-чуть голосов не хватило, чтобы пройти в Госдуму, с такими спичами, думаю, он бы там был одним из лучших депутатов сейчас.
Когда мы, казалось бы, уже дожали, дискуссия вдруг пошла немного не в том направлении, и мы чуть было не проиграли, я так расстроился, что даже бросил снимать. Но потом удалось выправить ситуацию, и мы еще 30 минут согласовывали формулировки.
В итоге остановились на том, что напрямую в решении просить уволить главу Управы не будем, однако всю преамбулу о том, что такие вещи вносились неоднократно, оставим, а желающие депутаты направят мэру депутатский запрос с этой просьбой. Подписались 6 депутатов.
Полную запись Собрания можно посмотреть тут.
Если главу Управы из-за этой истории всё-таки снимут — будет сигнал всей московской исполнительной власти от мэрии, что намерения серъезные и устраивать клоунаду вместо настоящих согласований с Собраниями не надо. Это было бы, конечно, очень хорошо. У кого есть настроение помочь мэрии с решением — напишите свои соображения сюда:
Оригинал
|
|